Организация охраны здоровья детей
Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни — одна из ключевых целей в системе дошкольного образования
Забота о здоровье ребёнка начинается с благоприятного психологического климата в коллективе, который бережно поддерживается и охраняется всеми сотрудниками учреждения
Планирование и проведение работы осуществляется в двух направлениях: педагогическом и медицинском
Согласно СанПиН от 2.4.1.3049-13 разрабатывается:
- режим дня детей в ДОУ, с обязательным учётом возраста детей. В режиме обязательно отражается время приёма пищи, прогулок, дневного сна
- расписание НОД (занятий) для каждой группы детей, ведётся суммарный учёт времени НОД в каждой группе. В период летних каникул проводятся экскурсии. Расписание занятий и режим дня определяются уставом ДОУ на основе рекомендаций медицинских специалистов
Укрепление здоровья осуществляется через совершенствование физического развития детей на физкультурных занятиях. Дети в группах разделены на подгруппы в соответствии с группой здоровья. Физическая нагрузка на занятиях снижается детям, имеющим отклонения в соматической сфере различной степени выраженности
В детском саду проводятся утренняя гимнастика, подвижные и малоподвижные игры, гимнастика после сна, гигиенические процедуры
Прогулка — обязательный элемент режима дня. На прогулке обеспечивается возможность для двигательной активности детей, виды игр варьируются в зависимости от сезона
Сбор информации, регулирование и контроль состояния охраны здоровья воспитанников осуществляется в соответствии с системой внутреннего контроля качества дошкольного образования
Медицинский раздел решает задачу профилактики заболеваний и оздоровления детей. Он состоит из направлений: профилактические осмотры медицинских специалистов, вакцинация, витаминизация блюд
Организовано здоровое питание воспитанников в ДОУ — сбалансированное, разнообразное, достаточное
Результатами лечебно-оздоровительной работы в ДОУ можно считать улучшение состояния здоровья детей, низкий уровень заболеваемости (в сравнении со средними показателями по городу) в период эпидемий гриппа, а также создание устойчивой здоровьесберегающей системы
Условия питания:
в наличии пищеблок;
ежедневная доставка продуктов питания согласно графика по заявкам на основе договора с МАУ «Комбинат продовольствия и социального питания»;
организация 5-разового питания на основе примерного 10 — дневного меню;
прием пищи проводится в групповом помещении в соответствии с режимом дня каждой возрастной группы.
2. Условия охраны здоровья:
старшая медицинская сестра (в штате детского сада);
врач-педиатр — штатные сотрудники «Кировский детский городской клинический лечебно-диагностический центр», детская поликлиника № 3;
имеется медицинский блок;
определена оптимальная учебная, внеучебная нагрузка, режим учебных занятий и продолжительность каникул;
созданы условия для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятий физической культурой;
проводятся санитарно — противоэпидемические мероприятия;
регулярно осуществляются профилактические осмотры, профилактические прививки, проводится физкультурно-оздоровительная работа, работа по предупреждению инфекционных заболеваний, просветительская работа по гигиеническому обучению родителей и воспитанников детского сада.
а) использование адаптированной образовательной программы, исходя из категории детей с ОВЗ, а также специальных методов и приёмов обучения и воспитания;
В МКДОУ № 110 для организации коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением речи используются методические пособия:
- Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей. М.: Просвещение, 1979 г.
- Ткаченко Т.А. Логопедическая энциклопедия. – М.: ТД «Издательство Мир книги», 2008. – 248 с.
- Успенская Я.П. Учись говорить правильно. – М.: Просвещение, 1973.
- Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М.: Просвещение, 1987. – 142 с.
- Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно–СПб.: Издательский дом «Литера», 2005.–208 с.
- Анищенкова Е.С. Практическое пособие по исправлению звукопроизношения у детей для логопедов и родителей. – М.: АСТ Астрель, 2009. – 158 с.
- Теремкова Н.Е. Логопедические домашние задания для детей 5 – 7 лет с ОНР.
б) Специальные методы и приёмы обучения и воспитания детей с задержкой речевого развития;
- тематический принцип отбора лексического материала;
- комплексный медико-педагогический подход к организации коррекционно-развивающего обучения детей;
- использование игровых упражнений для компенсации высших психических функций;
- использование подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми;
-использование средств ИКТ в образовательном процессе;
- использование методов арттерапии, сказкотерапии, музыкотерапии, логоритмики в коррекционно-воспитательной работе с детьми;
в)Специальное оборудование для обучения детей с задержкой речевого развития:
- оборудование для игровой комнаты, укомплектовано в зависимости от возраста и предпочтений ребенка;
- оборудование для двигательной зоны, укомплектовано в зависимости от возраста и предпочтений ребенка;
- ширма; мягкие маты и модули; стеллажи с книгами; игровой уголок; наборы игр для театрализации;
- стенды с опорными материалами (правила поведения, схемы, диаграммы);
- наглядный материал по изучаемым темам (иллюстрации, презентации);
- рабочее место логопеда для индивидуальных занятий, педкабинет для групповых занятий.
г) Использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов.
д) Проведение подгрупповых и индивидуальных логопедических занятий.
Одним из условий успешного обучения детей с ОВЗ является организация подгрупповых и индивидуальных занятий, которые направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для детей с ОВЗ.
Цель занятий – коррекция недостатков познавательной и эмоционально-личностной сферы детей средствами изучаемого материала.
Задачи: создание условий для развития сохранных функций; формирование положительной мотивации к обучению; повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения; коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально-личностной сферы; формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности; воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков.
Занятия строятся с учетом основных принципов коррекционно-развивающего обучения:
Принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей развития), профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих (стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития) задач.
Принцип единства диагностики и коррекции реализуется в двух аспектах.
1. Началу коррекционной работы должен предшествовать этап диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать заключение об их возможных причинах и на основании этого заключения строить коррекционную работу, исходя из ближайшего прогноза развития (совместно с психологом).
2. Реализация работы требует от педагога постоянного контроля динамики изменений личности, поведения и деятельности, эмоциональных состояний, чувств и переживаний ребенка. Такой контроль позволяет вовремя вносить коррективы в коррекционно-развивающую работу.
Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы через активизацию деятельности каждого ребенка, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности.
Учет индивидуальных особенностей личности позволяет наметить программу оптимизации в пределах психофизических особенностей каждого ребенка. Коррекционная работа должна создавать оптимальные возможности для индивидуализации развития.
Принцип динамичности восприятия заключается в разработке таких заданий, при решении которых возникают какие-либо препятствия. Их преодоление способствует развитию учащихся, раскрытию возможностей и способностей. Каждое задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному. Уровень сложности должен быть доступен конкретному ребенку. Это позволяет поддерживать интерес к работе и дает возможность испытать радость преодоления трудностей.
Принцип продуктивной обработки информации заключается в организации обучения таким образом, чтобы у воспитанников развивался навык переноса обработки информации, следовательно - механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения.
Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы игры, задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции.
Коррекционные занятия проводятся по мере выявления педагогом и психологом индивидуальных пробелов в их развитии и обучении. Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. В связи с этим, работа в часы индивидуальных и подгрупповых занятий должна быть ориентирована на общее развитие, а не на тренировку отдельных психических процессов или способностей. Планируется не столько достижение отдельного результата, сколько создание условий для развития ребенка.
Специальные методы и приёмы обучения и воспитания детей с нарушениями зрения:
- широкое применение наглядности, адаптируемой к условиям восприятия (зрительного и осязательного);
- использование оптических средств коррекции зрительного восприятия;
- проведение специальной работы по ознакомлению с окружающим миром (экскурсии, наблюдения) при регулирующей роли речи как средства компенсации слепоты и слабовидения;
- развитие предметно-практических действий на основе поэтапного, пооперационного выполнения заданий (ручной труд, конструирование, лепка, аппликация);
- развитие познавательной деятельности на основе восприятия – зрительного, слухового, осязательного.
Специальное оборудование для обучения детей с нарушением зрения:
- тактильная дорожка в коридоре (дорожка с шероховатой поверхностью на полу);
- стены окрашены в светлые пастельные тона, предпочтительно светло-зелёный, светло-жёлтый;
- отсутствие на окнах тёмных штор, освещение группы максимально доступное;
- дополнительное освещение доски.
Воспитатели в течение всего дня осуществляют индивидуальный подход к детям с нарушением зрения, беседуют с родителями данных детей.
е) Осуществление квалифицированной коррекции нарушения развития.
В МКДОУ № 110, для осуществления обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья, предусмотрено наличие следующих специалистов: педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
Цель работы педагога-психолога в ДОУ – сохранение и укрепление психологического здоровья детей, их гармоничное развитие в условиях ДОУ, а также оказание своевременной помощи детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем развития, возникающих в различных жизненных ситуациях.
МКДОУ № 110 соответствует всем требованиям, определяемым в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, в том числе:
- к зданию, помещениям;
- к водоснабжению, канализации, отоплению;
- к набору и площадям образовательных помещений;
- к естественному и искусственному освещению помещений;
- к санитарному состоянию и содержанию помещений;
- к оснащению помещений для качественного питания детей.
МКДОУ № 110 соответствует требованиям пожарной безопасности.
Организация учебной деятельности.
В детском саду занятия проводятся ежедневно, их продолжительность и сложность с возрастом детей постепенно увеличивается. Такая система подготовки детей призвана ослабить их стрессовое состояние при поступлении в школу, а также обеспечить быстрое и легкое течение процесса адаптации к новым условиям.
Во время проведения непосредственной образовательной деятельности в обязательном порядке включаются динамические паузы - физкультминутки.
Перерыв между периодами непосредственной образовательной деятельности не менее 10 минут. В середине каждого периода непосредственной образовательной деятельности статического характера проводится физкультминутка.
В целях выполнения учебного плана согласно основной образовательной программы МКДОУ № 110 г. Кирова проводится гибкое планирование учебной деятельности в связи с объективными причинами (карантин, аварийные ситуации). Осуществляется перенос занятий на вторую половину дня в форме дидактических игр, досугов, развлечений, не нарушая приказ МО РФ от 28.08.1996г. № 448 и письмо «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».
В летний период непосредственная образовательная деятельность не проводится. С детьми организуются спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и др. Увеличивается продолжительность прогулок (СанПин).
В летний период в МКДОУ функционируют смешанные группы, количество которых определяется исходя из посещаемости детей.
В дни каникул занятия не проводятся.
Охрана здоровья воспитанников включает в себя:
1) оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
2) организацию питания воспитанников;
3) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки;
4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
5) организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления воспитанников, для занятия ими физической культурой и спортом;
6) прохождение воспитанниками периодических медицинских осмотров и диспансеризации;
7) обеспечение безопасности воспитанников во время пребывания в ДОУ;
8) профилактику несчастных случаев с воспитанниками во время пребывания в ДОУ;
9) проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
Без понимания и поддержки родителей все усилия сотрудников ДОУ, направленные на охрану и укрепление здоровья ребенка не будут результативны. Родители и детский сад в этом вопросе - сотрудники. Мы используем следующие формы взаимодействия с родителями: родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы, наглядность (стенды, брошюры, памятки), совместные мероприятия (праздники, конкурсы рисунков, экскурсии).
Сбор информации, регулирование и контроль о состоянии охраны здоровья воспитанников осуществляется в соответствие с системой внутреннего контроля качества дошкольного образования.
Медицинский раздел решает задачу профилактики заболеваний и оздоровления детей. Он состоит из следующих направлений: профилактические осмотры медицинских специалистов, вакцинация, витаминизация блюд.
Допустимая учебная нагрузка.
Допустимая нагрузка:
1 младшая 2 младшая Средняя Старшая Подготови- тельная к школе
Продолжительность одного занятия Не более 8-10 минут Не более 15 минут Не более 20 минут Не более 25 минут Не более 30 минут
Допустимая нагрузка в неделю 10 занятий 11 занятий 13 занятий 15 занятий 15 - 17 занятий
Режим и распорядок дня в дошкольных группах
Режим дня представляет собой рациональное чередование отрезков сна и бодрствования в соответствии с физиологическими обоснованиями, обеспечивает хорошее самочувствие и активность ребенка, предупреждает утомляемость и перевозбуждение.
Режим и распорядок дня устанавливается с учетом санитарно-эпидемиологических требований, условий реализации Программы, потребностей участников образовательных отношений.
Основными компонентами режима в ДОО являются: сон, пребывание на открытом воздухе(прогулка), образовательная деятельность, игровая деятельность и отдых по собственному выбору (самостоятельная деятельность), прием пищи, личная гигиена.
Режим дня гибкий, однако, неизменными остаются, время приема пищи, интервалы между приемами пищи, время отхода ко сну; проведение ежедневной прогулки.
Продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки для детей дошкольного возраста, условия организации образовательного процесса соответствуют требованиям, предусмотренным Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28января 2021г. № 2, действующим до 1 марта 2027 г. (далее –Гигиенические нормативы), и Санитарными правилами СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 (далее – Санитарно-эпидемиологические требования).
Режим дня строится с учетом сезонных изменений. В теплый период года увеличивается ежедневная длительность пребывания детей на свежем воздухе, образовательная деятельность переносится на прогулку (при наличии условий). Согласно пункту 185 Гигиенических нормативов при температуре воздуха ниже минус 15 °C и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки для детей до 7 лет сокращают.
Режим питания зависит от длительности пребывания детей в ДОО и регулируется СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 октября 2020 года № 32 (далее – СанПиН по питанию).
Требования и показатели организации образовательного процесса
(извлечения из СанПиН 1.2.3685-21 Таблицы 6.6,6.7)
Требования к организации образовательного процесса
Начало занятий не ранее все возраста 8.00
Окончание занятий, не позднее все возраста 17.00
Продолжительность занятия для детей
от 1,5 до 3 лет 10минут
от 3 до 4 лет 15 минут
от 4 до 5 лет 20 минут
от 5 до 6 лет 25 минут
от 6 до 7 лет 30 минут
Продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки для детей дошкольного возраста: от 1,5 до 3 лет не более 20 минут
от 3 до 4 лет не более 30 минут
от 4 до 5 лет не более 40 минут
от 5 до 6 лет не более 50 минут или 75 мин при организации 1 занятия после дневного сна
от 6 до 7 лет не более 90 минут
Продолжительность перерывов между занятиями, не менее 10 минут
Перерыв во время занятий для гимнастики, не менее 2-х минут
Приложение № 12
кСанПиН2.3/2.4.3590-20
Количество приемов пищи в МКДОУ № 110
11–12часов завтрак, второй завтрак, обед, полдник и ужин
Закаливание детей дошкольного возраста
Закаливание – это система мероприятий, направленная на тренировку защитных физиологических механизмов терморегуляции организма.
Закаливание будет эффективным, если оно проводится регулярно.
Для этого необходимы :
• четкая организация теплового и воздушного режима помещения («температурная» гигиена);
• рациональная, не перегревающая одежда для детей;
• соблюдение режима прогулок во все времена года
• гигиенические процедуры (умывание, обливание рук до локтя прохладной водой);
• хождение босиком (при температуре пола 18 С) и занятия утренней гимнастикой и физкультурой.
Виды закаливания:
• Умывание — самый доступный в быту вид закаливания водой. Начинать надо теплой водой (30—32 °С), постепенно снижая ее температуру до комнатной, а затем использовать воду из-под крана.
• Хождение босиком — один из древнейших приемов закаливания, широко практикуемый и сегодня во многих странах. К тому же происходит тренировка мышц стопы. Предохраняя от плоскостопия. Поэтому рекомендуется ходить босиком по скошенной траве, опавшей хвое в лесу и т. п. Начинать хождение босиком надо сначала по 1 минуте и прибавлять через каждые 5—7 дней по 1 минуте, доведя общую продолжительность до 8—10 минут ежедневно
• Прогулки на свежем воздухе отлично закаливают детей. Бояться, что ребенок может во время прогулки простудиться, не следует. Надо только приучить его гулять в любую погоду, ежедневно бывать на свежем воздухе. Одежда для прогулки в холодное время года должна быть достаточно теплой и легкой, чтобы не стеснять движений. Не забывайте брать с собой на улицу игрушки, лопатки, саночки и т. п., чтобы малыш двигался, бегал.
К закаливающим факторам относятся также действие солнечных лучей. Солнце влияет на рост и развитие живых организмов, его считают источником всего живого. Солнечный свет укрепляет деятельность центральной нервной системы, оживляет обмен веществ, повышает сопротивляемость. В солнечном спектре имеются ультрафиолетовые лучи, под влиянием которых в коже образуется витамин Д. Однако к солнечным процедурам нужно относиться очень осторожно, так как после продолжительного пребывания на солнце у детей появляется слабость, раздражительность.
Результаты закаливания во многом зависят от того, как ребёнок относится к этим процедурам. Важно, чтобы закаливающие процедуры вызывали положительные эмоции у детей.
В нашем детском саду мы проводим следующие формы закаливания:
• воздушные ванны в сочетании с физическими упражнениями и ходьбой по ребристой доске;
• контрастные воздушные ванны в комплексе с дыхательной гимнастикой;
• обширное умывание (обливание рук до локтя прохладной водой).
При работе с детьми мы соблюдаем основные принципы:
1. осуществлять закаливание при условии, что ребенок здоров;
2. не проводить закаливающие процедуры при наличии страха, плача, беспокойства;
3. осуществлять закаливание постепенно и последовательно, с расширением зон воздействия и увеличением времени закаливания;
4. обеспечивать комплексное использование всех природных факторов;
5. тщательный учет индивидуальных особенностей ребенка.